Адрес колледжа
г. Хойники, ул. Колесника, д. 2а
Приёмная директора
+375 (2346) 41599
Государственный герб Республики Беларусь

Информация для родителей

ТематикаФайл
Способы установления благополучных детско-родительских взаимоотношений
Индикаторы суицидального риска подростков
Заповеди родителям
Как не допустить суицид у подростков
8 нет для мамы и папы
Профилактика суицидов
Основные типы отношений между родителями и подростками

 

Информация для родителей

по предотвращению и профилактике употребления наркотиков

               Проблема употребления наркотических средств, психотропных веществ среди молодежи является одной из самых актуальных медико-социальных проблем в нашей стране. В наше время подростки могут столкнуться с наркотиками гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Глобальная сеть Интернет, стала основной площадкой для распространения наркотиков. Географическое положение гомельщины делает область не только территорией транзита наркотиков, но и провоцирует рост несовершеннолетних наркопотребителей в области. Большинство из них не осознает свое проблемное поведение и не обращается за помощью к врачам-психиатрам-наркологам.  Важно, как можно раньше выявить такого подростка, предупредив тем самым развитие у него наркотической зависимости.

Признаки употребления наркотиков

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ  ПРИЗНАКИ

-Нарастающая скрытность ребенка, которая    может сопровождаться увеличением количества продолжительности «гуляний», стремлением к уединению, явное избегание встреч со взрослыми членами семьи;

- Беспричинные уходы из дома;

- Поздний отход ко сну, долгое залеживание  в постели по утрам;

- Снижение интереса к учебе или привычным увлечениям. Прогулы школьных занятий;

- Ухудшение памяти и внимания;

- Появление трудностей в сосредоточении на чем-то конкретном, снижение успеваемости;

- Наличие непонятного происхождения денежных сумм, либо стремление занять деньги;

- Появление новых сомнительных друзей, поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении;

- Неопрятность во внешнем виде, склонность к прослушиванию специфической музыки;

- Беспричинная смена настроения, заторможенность, вялость;

 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИЗНАКИ 

- Бледность или покраснение кожи, темные круги под глазами;

- Расширенные или суженные зрачки, на свет не реагируют;

- Покрасневшие или мутные глаза;

- Несвязная, замедленная или ускоренная речь;

 - Потеря аппетита, потеря веса;

 - Хронический кашель;

- Бессонница ночью или сонливость днем;

- Поведение — «как у пьяного», но запаха алкоголя нет, нарушена   координация движения (пошатывание или спотыкание);

- Резкие скачки артериального давления;

- Расстройства желудочно-кишечного тракта;

- Судорожный синдром с потерей сознания, обморочные состояния;

ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ

- Стеклянные или пластиковые трубочки (пипетки), фольга, обожженные    или содержащие смеси трав;

- Маленькие прозрачные пакетики со смесью трав или белыми кристаллическим веществом;

- Пузырьки, жестяные банки, пластиковые бутылки, лампочки;

- Капсулы, таблетки или иные медицинские препараты (глазные капли, таблетки от кашля), не назначенные врачом;

- Папиросы в пачках от сигарет;

- Следы от уколов (особенно по ходу вен), порезы, синяки, ожоги;

-  Шприцы, вата, медицинские  жгуты

Любая из перечисленных вещей, как и следы от уколов на теле, — это те самые «звоночки», которые ни в коем случае нельзя пропустить!!!

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ НАРКОТИКОВ

- Основным элементом воспитания уверенного в себе ребенка, является эмоциональная атмосфера в семье. От отношений внутри семьи,  насколько они теплы и доброжелательны во многом определяется выбор подростка в пользу употребления наркотиков, либо отказа от них.

- Четко определите свое отношение к наркотикам. Модель поведения родителей усваивается детьми. Именно Ваша устойчивая позиция влияет на  выбор сделанный подростком.

 Не впадайте в иллюзию, будто ваш ребенок идеален и с ним никогда не случится ничего подобного.

- Попытайтесь увлечь ребенка различными видами деятельности, в спорте или музыке, творчестве. Избегайте ожидания безусловной успешности ребенка в выбранном виде деятельности. Организовав досуг, вы дадите альтернативу праздному времяпрепровождению во дворах и подворотнях. Как известно, первые пробы наркотиков происходят в ситуации «ничегонеделания», и в компании сверстников. Проводите больше времени вместе!

- Постройте семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы. Объясните, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить попробовать наркотики. Познакомтесь с друзьями Вашего чада.  Вы должны быть в курсе увлечений своих детей.

- Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Помогайте ему выбирать и ставить перед собой реальные цели. Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка.

- Узнайте как можно больше о наркотиках.  Изучите сигналы опасности, чтобы знать, как увидеть беду и знать, куда обратиться.

               Что делать если ребенок пришёл домой в состоянии опьянения:

- Не кричите! В первую очередь поинтересуйтесь, как он себя чувствует, нужна ли ему помощь. Искренний испуг и забота на вашем лице будут лучше нотаций. Отложите серьезный разговор на утро.

- Помогите ему умыться и уложите спать, но не оставляйте одного, осуществляйте постоянное наблюдение за его поведением и состоянием.

- В разговоре сохраняйте спокойствие. Узнайте кто предложил наркотики Вашему ребенку, кто и где приобрел, а главное почему он согласился их употребить. Будьте осторожны с преждевременной критикой его друзей.

- Расскажите ему о чувствах, которые Вы испытывали, когда тот задержался допоздна и не отвечал на телефонные звонки. Поинтересуйтесь самочувствием ребёнка. Он должен понять, какой вред причинил организму. Покажите, что такое поведение неприемлемо в вашей семье.

- Ругать точно бесполезно, потому что это действие приведет лишь к тому, что ребенок замкнется и перестанет вам доверять. Лучше помочь ему разобраться в этой теме, объяснить физиологию и последствия употребления наркотиков, поговорите про то, что веселиться можно и без наркотиков.

 - В случае неадекватного, агрессивного (аутоагрессивного) поведения, при ухудшении соматического состояния ребенка вызовите бригаду скорой медицинской помощи.

Куда обратиться за помощью, если ребенок употребляет наркотики или возникли подозрения:

              Если вы заметили признаки употребления наркотиков, обращайтесь за помощью к врачу-психиатру-наркологу. Медицинскую помощь, консультацию, при самостоятельном обращении можно получить анонимно.

              

Наркологическую помощь в области можно получить:

- в центральных районных больницах;

- в учреждении «Гомельский областной наркологический диспансер».

Также не выходя из дома,   Вы   можете   получить   ОНЛАЙН— КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА НА САЙТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ  «Гомельский  областной наркологический  диспансер»: www.narcology.by и в официальном аккаунте социальной сети Инстаграм @narcology.gomel

А также в анонимных консультативных подростковых кабинетах в г. Гомеле:

 

ВОЗРАСТ, С КОТОРОГО НАСТУПАЕТ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬНЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.

Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

  1. умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья10.1);
  2. оскорбление (статья10.2);
  3. мелкое хищение (статья11.1);
  4. умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья11.3);
  5. жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья16.29);
  6. мелкое хулиганство (статья 19.1).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

  

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме. Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит. Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств. Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

   Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля. В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

    НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

     ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

   НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством). Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали. Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных  преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

Настораживаю­щие признаки

Любое проявление насилия в отноше­ниях между взрос­лыми оказывает негативные послед­ствия на детей.

Обратитесь за по­мощью как можно раньше.

Чем дольше про­должается насилие, тем более опасны его последствия.

Как действовать

Сообщите о случаях насилия, совершен­ных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.

Если вы подозре­ваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговори­те с ним об этом.

Если необходимо, обратитесь за по­мощью к социаль­ным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.

Что говорить

Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершен­ного насилия.

Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

Профилактика

Родитель, совер­шивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

■  Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

■  Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.

■   Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение ( ребенком.

■  Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.

■   Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.

■   По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.

■   В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.

Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.

 Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.

 Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.

 Например,

 •       у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;

 •       ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;

 •       ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.

 Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.

 Краткосрочные последствия:

 Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

 Долгосрочные последствия:

 Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

 •       проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;

 •       чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;

 •       потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;

 •       потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;

 •       потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;

 •       проблемы в школе;

 •       ребенок может убежать из дома.

Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы мо­жете об этом поговорить.

Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.

Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания на­селения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.

Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.

Признаки сексуального насилия

у детей и подростков

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии

и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

Вернуться